«Чистыми и свежими очами» [13.07.1999 (268-269)] — НОВАЯ ЖИЗНЬ
«Чистыми и свежими очами»
Если священный религиозный текст и можно очень и очень условно считать текстом, то разве что только интер-текстом, то есть текстом чрезвычайной семантической плотности, скрывающим за своей абсурдно-парадоксальной (с рациональной точки зрения) феноменальной поверхностью многослойные глубины ноуменального содержания. Впрочем, религиозные тексты генетически родственны текстам поэтическим, к анализу которых современная наука приложила немало усилий, каковые, однако, поневоле сводятся к анализу не столько самого содержания во всём его неразложимом и несводимом целом, сколько его некоторых формализованно-объективированных элементов без учёта их самых тайных и скрытых внутренних связей, такому анализу недоступных.
Есть в Евангелиях и юмор, и жизнеутверждающее начало, и своего рода буддизм, но не всякому, а тем более спесиво-самодовольному, сознанию открывают они глубинные свои просторы — «узки врата«… Без проницательного и открытого сердца тут не обойтись.
Конец Света и Страшный Суд означают требование не переносить свою жизнь в будущее, в мечты о нём бесплодные не убегать, а жить сегодняшним днём и вдобавок в ощущении, что этот день — последний, жить как птицы небесные, что не сеют и не жнут, как травы и цветы (лилии полевые), что не озабочены тревогой о хлебе насущном для будущих дней, но в то же время не прожигать свою жизнь в разлагающей тело и дух лени, а сообразно своему призванию (таланту, кресту) трудиться так же естественно и спонтанно, как трудятся муравьи… А вчерашний день необходимо отсечь, содрав с утомлённого духа окаменевшую коросту устаревших представлений и освежив его благодатными водами нового крещения.
Хотя бы только в этих птицах, лилиях и муравьях — уже своеобразный (чуть ли даже не «английский») юмор, юмор отнюдь не лобовой, не бюргерский, не плоский, а тонкий и амбивалентный.
А фокус с превращением воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской? А диалог с Пилатом? Да разве мало рассыпано в Евангелиях этих многослойно-метафорических жемчужин, в которых переливы света, тени, смысла, высоты и глубины вызывают к жизни целые комплексы и палитры самых разнообразных эмоций?! Чуть ли не каждое слово в Евангелиях играет, мерцает и бликует…
Впрочем, эзотерическое знание (в том числе и эзотерический юмор) иное, чем экзотерическое…
© Copyright 2012 Андрей Лопухин, All rights Reserved. Written For: НОВАЯ ЖИЗНЬ