Февраль 18

Каждый втайне стремится быть несчастным

Ф.М.Достоевский сказал: «…Чего же можно ожидать от человека?.. Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое довольство, чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории, так он вам и тут, — человек-то, и тут, — из одной неблагодарности, из одного пасквиля мерзость сделает. Рискнёт даже пряниками и нарочно пожелает самого пагубного вздора, самой неэкономической бессмыслицы, единственно для того, чтобы ко всему этому положительному благоразумию примешать свой пагубный фантастический элемент. Именно свои фантастические мечты, свою пошлйшую глупость пожелает удержать за собой…» (ПСС, т.5, Л., «Наука», с.116-117)

Человек довольно плохо приспособлен к тому, чтобы сносить абсолютное блаженство.

Пора распроститься с давними сказками о том, что, мол, счастье, удача и полное удовлетворение — это всё, что можно только желать нам от этой жизни. Ведёт ли настырная погоня за счастьем к счастью — это, уважаемые господа, большой вопрос.

«В чём состоит счастье, — пишет философ Роберт Шпеман, — вот вопрос, который ещё с незапамятных времён не перестаёт волновать умы. Варрон (древнеримский философ. — А.Л.), а вслед за ним и Августин (Христианский теолог. — А.Л.) насчитали ни более ни менее, как двести восемьдесят девять различных точек зрения на счастье. Всякое человеческое существо желает быть счастливым». И здесь Р.Шпеман приводит старый еврейский анекдот о сыне, который сообщает отцу о своём желании жениться на девице по фамилии Кац. Отец возражает, ведь у девицы Кац нет никакого приданого. Сын же настаивает, что он может быть счастливым только с ней одной. «Быть счастливым? — вопрошает отец. — А что ты от этого будешь иметь?»

К тому же, всевозможные ужасы, трагедии, преступления, грехи, безумства и опасности — вот что с давних пор служило пищей для прославленных художественных творений. В своём «Аде» Данте Алигьери был куда изобретательнее, чем в «Рае». То же касается и «Потерянного рая Джона Мильтона, рядом которым его «Возвращённый рай» выглядит довольно безлико. Первая часть «Фауста» Вольфганга Гёте трогает нас за живое, а вторая представляется весьма вымученной. Первый том «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя, повествующий о преступных проделках прохиндея Чичикова, с каждым годом становится всё живее и полнокровнее, тогда как дидактический второй том, рассказывающий о стремлении благородного помещика к совершенству, вызывает одну лишь зевоту.

Пришла пора поставить вопрос ребром: до чего бы мы все дошли, не будь у нас наших несчастий, на какие мы можем при случае посетовать, а ежели нам не на что будет сетовать, не потеряем ли мы самих себя?

Интернет буквально наводнён бесчисленными советами, руководствами и рецептами, что на все лады учат нас, как же нам стать счастливыми. Пора наконец бросить спасательный круг и тем обездоленным, кто мечтает стать несчастным.

Необходимо признать, что в мире существует изрядное количество человеческих особей, обладающих недюжинным талантом создавать из собственной жизни свой уютный персональный ад. Но ещё больше тех, кто нуждается в сочувственной поддержке. Для них как раз и предназначается этот раздел сайта «Новая жизнь», дабы сии несчастные обрели свет надежды и подтверждение своей правоты. Не всё же торжествовать тем, кто счастлив и успешен!.. Ведь всех прочих — страждущих и обременённых — намного более значительное большинство: и о них нам печься не грешно…

© Copyright Андрей Лопухин, All rights Reserved. Written For: НОВАЯ ЖИЗНЬ

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Copyright © Andrey Lopukhin.2014. All rights reserved.

Опубликованно от Андрей Лопухин в рубрике "стать несчастным

Об Авторе

Я поэт и писатель - помимо художественной литературы, пишу и non-fiction. Родился в 1958 году на Камчатке. Закончил военное авиционное училище и Литературный институт им.Горького.

Добавить комментарий